01J

акпп вариатор 01j

01J – бесступенчатая вариаторная коробка, разработанная в 2002 году немецкой автомобилестроительной компанией Audi, как альтернативный вариант для классических автоматов. Она была создана для моделей А4, А6, А8 с полным приводом и моторами объёмом 1,8-3,0 л. По этой причине данная коробка не использовалась для оснащения топовых моделей с мощными двигателями.

Особенности вариатора 01J

Этот вариатор входит в число первых серийных коробок передач, устанавливаемых на машины Ауди. Производитель выпустил много подмодификаций для каждой модели авто и двигателя, но все эти коробки, имеющие в названиях разную комбинацию букв (FSA...JFJ) и разработанные до 2007 г., одинаковы по железу в конструктивном плане и имеют идентичную электронику, а для ремонта используются одни и те же ремкомплекты. 

Данная трансмиссия продемонстрировала отличные эксплуатационные характеристики и может проехать больше 200 тыс. км без капитального ремонта. За счёт своих конструктивных особенностей CVT имеет небольшие габариты, поэтому подходит для установки на компактные модели Audi А4.
 
Рекомендации по обслуживанию
 
АКПП 01J реагирует на недостаточный уровень и состояние масла. Поэтому гарантией бесперебойной работы вариаторной коробки является регулярная замена трансмиссионной жидкости и использование качественных комплектующих. Чтобы провести полную замену понадобится 7,5 л масла. Рекомендуется использовать оригинальную жидкость.
 
Масло нужно менять после каждых 40-60 тыс. км пробега, но чем старше коробка, тем чаще нужно его проверять. Если жидкость утратила прозрачность, то это является сигналом к её замене. Проверка выполняется по переливной пробке – при прогреве масла до Т = 35-40о должно произойти его вытекание.
 
Возможные неисправности
 
Эксплуатация автомобиля зимой с непрогретой коробкой передач негативно сказывается на фрикционах. Иногда нарушается герметичность сальников и прокладок, в результате чего утрачивается трансмиссионная жидкость и снижается давление масла в системе. Следовательно, чтобы исключить утечку масла, необходимо заменить отработавшие свой ресурс сальники и прокладки.

В данной вариторной коробке использована тянущая цепь, которая под воздействием трения и растягивания быстро выходит из строя и нуждается в замене при каждом капитальном ремонте. Всё дело в том, что даже при незначительном износе наблюдается проскальзывание цепи по конусам. При этом снижается крутящий момент и ускоряется "старение" конусов. Практически было установлено, что до 2-литровых двигателей целесообразнее использовать толкающую цепь, а для автомобилей с моторами объёмом от 2,5 л больше подходит тянущая цепь. Однако, если авто имеет мощный агрегат, то по уровню надёжности данные трансмиссии уступают преселективным моделям. А что касается современных автоматических коробок со ступенчатой передачей, то для них характерно не менее плавное переключение режимов скоростей, чем у вариаторов, но в отличие от них автоматы более надёжны в работе. Таким образом, использование тянущей цепи в варитонрных коробках – неперспективное направление. В большинстве случаев одновременно с цепью проводится замена планки натяжения.

В силу своих конструктивных особенностей АКПП 01J не рассчитана на буксировку автомобиля, иначе это грозит негативными последствиями для конусов и самого вариатора в целом. Конусы являются главным ресурсным элементом коробки и при этом наиболее уязвимым звеном в конструкции. 

Слабым местом этой коробки переключения передач также признан блок управления, который восприимчив к колебаниям температуры, поэтому зачастую выходит из строя в зимние холода и жаркое лето. Особенно это касается моделей, выпущенных в первые несколько лет после появления вариатора. Их ресурс составлял около 100 тыс. километров пробега. Причина заключается в том, что весь блок находится в трансмиссионной жидкости, нагревающейся в данных вариаторах до 110оС и более. Датчики, входящие в ЭБУ, не способны корректно работать при длительных температурных нагрузках. В связи с этим рекомендуется через 3-5 лет эксплуатации коробки установить ещё один радиатор охлаждения трансмиссионной жидкости. Либо ежегодно летом выполнять очистку имеющейся системы охлаждения и более частую замену масла. После доработки ЭБУ, проведенной в 2003 г. и использования более термостойких материалов, вариаторы гораздо реже стали требовать ремонта.

О возникновении проблем сигнализирует табло "PRND", а бортовой ПК сообщает об ошибке, в соответствии с кодом которой осуществляется ремонт.

Гораздо реже может беспокоить дифференциал, но в ходе капитального ремонта следует проверять, в каком он находится состоянии. В случае проблем с этим устройством, вариатор считается неработоспособным. Заменить дифференциал в автосервисе практически невозможно. 

В целом, несмотря на свою сложную конструкцию, АКПП 01J, установленная на новых автомобилях, хорошо отрегулирована и показывает отличную работу. 

Оценить материал: 
Средняя: 5 (1 оценка)
Поделиться с друзьями:
Бесплатная консультация специалиста

По вопросам ремонта и диагностики АКПП, CVT, DSG,
а также подбора и заказа необходимых запчастей для АКПП